Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий

 ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 мая 2015 г. N 33-1864/2015

Судья Богданова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Рогачевой В.В.,

судей: Матвеевой Н.Л. и Осиповой Е.А.,

с участием прокурора П.Я.А.,

при секретаре: Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного образовательного учреждения <...> на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от <...> по гражданскому делу N по иску Гатчинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению <...> об обязании привести сайт в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации "Интернет-ресурсы".

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения представителя МБОУ <...> Я.А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора П.Я.А., представителя Комитета образования администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области М.В.В., просивших судебное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

<...> Гатчинский городской прокурор обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании МБОУ <...> привести официальный сайт в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования допустимости для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка обеспечения доступа инвалидов к информации о деятельности образовательных учреждений.

В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что МБОУ <...> имеет официальный интернет-сайт указанного учреждения.

На момент проверки интернет-сайт МБОУ <...> не доступен для инвалидов по зрению, что подтверждается актом проверки.

Таким образом, право инвалидов по зрению участвовать наравне с другими гражданами, в жизни общества, путем получения информации на официальном сайте образовательного учреждения, нарушено (л.д. 2 - 5).

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от <...> исковые требования Гатчинского городского прокурора удовлетворены (л.д. 90 - 95).

В апелляционной жалобе МБОУ <...> просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указывая на то, что решение суда основано на несоответствии официального сайта ответчика ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования допустимости для инвалидов по зрению", однако, данный ГОСТ утвержден для добровольного применения, не является обязательным для исполнения.

В качестве доказательств истцом был представлен только акт проверки прокуратуры, который не соответствует требованиям допустимости и достаточности доказательств, так как не доказывает факт всестороннего исследования сайта ответчика. Кроме того, вопрос соответствия или несоответствия официального сайта ответчика ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования допустимости для инвалидов по зрению" является вопросом, требующим специальных познаний, однако экспертиза по данному вопросу не проводилась, заключение специалиста не представлялось (л.д. 99 - 101).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.

Кроме того, в целях реализации положений Конвенции Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 N 175 была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.

Эта программа содержит перечень мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения. К числу таких мероприятий относятся:

- подготовка методических материалов по организации доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в учреждениях культуры и т.д.;

- адаптация официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению;

- производство и (или) распространение и тиражирование социально значимой продукции электронных средств массовой информации, создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение и так далее.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В силу ст. 29 названного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также формату предоставления на нем обязательной к размещению информации утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785. Однако указанный нормативно-правовой акт не учитывает особых потребностей инвалидов по зрению, тогда как Национальный стандарт Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012" предусматривает необходимые требования, но утвержден для добровольного применения.

Между тем, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту образовательного учреждения является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", судебная коллегия приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение МБОУ <...> требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, но и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

При этом указание конкретных мер, изложенных прокурором, не требуется, поскольку ответчик вправе руководствоваться не только положениями вышеуказанного ГОСТ Р 52872-2012, но и иными актами, принятыми в области стандартизации, в частности международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG), применяемым в соответствии с п. 23 Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в целях создания специальных условий для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Доводы ответчика о недоказанности несоответствия сайта требованиям установленным ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению" судебная коллегия полагает несостоятельными по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что интернет-сайт МБОУ <...> - <...> не соответствует требованиям, установленным ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению". В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению".

Доказательств соответствия интернет-сайта МБОУ <...> требованиям доступности для инвалидов по зрению, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие несоответствия сайта требованиям законодательства возможно установить только путем получения экспертного заключения противоречат материалам дела и не основаны на законе.

Из объяснений представителя Комитета образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области в суде апелляционной инстанции следует, что большинство образовательных учреждений Гатчинского района привело свои сайты в соответствие ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению", при этом данные работы не потребовали вложения денежных средств, более того, технические специалисты Комитета могут оказать содействие в данном вопросе ответчику.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Доказательств того, что исполнение судебного решения требует длительных временных затрат представителем МБОУ <...> не представлено.

В случае невозможности исполнить судебный акт в установленный судом первой инстанции срок ответчик вправе обратиться в порядке ст. 203 ГПК РФ за отсрочкой исполнения судебного решения.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд в целом правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

 решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения <...> - без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.