Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий

Необходимость проведения независимой оценки квалификаций

В связи с повышением требований к квалификации работников оказывающим различную ситуационную помощь инвалидам для обеспечения доступа к оказываемым услугам и необходимостью постоянного обновления компетенций таких работников, а также в связи с актуальностью вопроса о внедрении работодателями профессиональных стандартов и проведением независимой оценки квалификации работников, деятельность которых направлена на оказание помощи и содействие инвалидам в преодолении существующих препятствий и барьеров и оказания услуг наравне с другими гражданами, Ассоциация специалистов в сфере доступной среды жизнедеятельности инвалидов «Совет по развитию профессиональных квалификаций» информирует Вас о следующем:

     Федеральным законом от 03.07.2016 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации", предусмотрено создание системы независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие профессиональным стандартам.

     В соответствии с вступившими в силу изменениями необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Однако, нормативными документами, в частности положениями ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ определена необходимость сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, оказания им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.        

Реализация данного требования направлена на предупреждение причинения вреда инвалидам и иным маломобильным группам населения, посредством проведения соответствующей подготовки и аттестации сотрудников, назначенных приказом руководителя учреждения.

В рамках подготовки учреждениями проводится обучение или инструктирование сотрудников в вопросах оказания технической и иной помощи инвалидам. Однако, учреждениями не проводится аттестация таких сотрудников, а именно не оценивается умение применять на практике полученные при обучении (или инструктировании) знания. При этом, порядок проведения аттестации сотрудников (независимой оценки квалификации) установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена".

Введение понятия "независимая оценка квалификации работника" связано с введением понятия профессиональных стандартов и разработкой самих стандартов.

Статьей 195.1 ТК РФ установлено, что квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. При этом, профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 руководителям государственных и муниципальных организаций, учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, составить план подготовки работников и план проведения независимой оценки квалификации работников.

Ввиду того, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в рассматриваемой области не установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление данного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", то с 1 июля 2019 года проведение независимой оценки квалификации работников, назначенных приказом руководителя учреждения, деятельность которых направлена на оказание помощи и содействие инвалидам в преодолении существующих препятствий и барьеров для получения оказания услуг наравне с другими гражданами носит приоритетный характер.

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Таким образом, работодатели в обязаны применять профстандарты: одни – в полном объеме, а другие – в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

В соответствии с Постановлением Правительства от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» с 1 января 2020 года требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в государственных организациях должны соответствовать утвержденным профессиональным стандартам.

Таким образом, должностные и иные инструкции устанавливающие требования к сотрудникам, деятельность которых направлена на оказание помощи и содействие инвалидам в преодолении существующих препятствий и барьеров, и оказания услуг наравне с другими гражданами, а также квалификация таких сотрудников, должна соответствовать требованиям действующих профессиональных стандартов.

Следовательно, с 1 января 2020 года для учреждений бюджетной сферы применение профессиональных стандартов является обязательным.

За нарушения трудового законодательства в части обязательности применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.).

Таким образом, с 1 января 2020 года работодатели (бюджетной сферы) должны в обязательном порядке применять требования профессиональных стандартов и подтвердить соответствие квалификации своих работников требованиям соответствующих профессиональных стандартов. Осуществление оценки соответствия квалификации работника действующим требованиям можно двумя способами: аттестацией и независимой оценкой квалификации.

Проведение аттестации своих сотрудников вызывает сложности связанные с особенностями разработки плана проведения аттестации, определения критериев оценки, формированием соответствующих аттестационных комиссий, привлечение аккредитованных экспертов из числа полномочных представителей объединений инвалидов и т.д.

В связи с этим, необходимо обращаться к независимой оценке квалификации.

Согласно п.3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации - НОК), - процедура подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).

При положительном результате прохождения экзамена соискатель получит Свидетельство о соответствии его квалификации положениям профстандарта. При неудовлетворительном результате ему будет выдано заключение с рекомендациями.

Считаем необходимым обозначить преимущества для работодателей и работников применения независимой оценки квалификации работника и применения профстандартов:

  1. Предупреждение штрафных санкций в вопросах некачественного оказания помощи инвалидам и иным МГН
  2. Работодатель получает профессиональную помощь в оценке квалификации работника и может отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом.
  3. Работник, подтверждая свою квалификацию может качественно исполнять соответствующие обязанности.

Профессиональный стандарт разрабатывается не на определенную должность, а на вид профессиональной деятельности. Под видом профессиональной деятельности при этом понимается совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкие характер, результаты и условия труда (п. 2 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н).

В связи с вышеизложенным, рекомендуем организациям в рамках деятельности в области формирования безбарьерной среды для инвалидов использовать положения профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2017 № 351н.

Проведение независимой оценки квалификации сотрудников согласно профессиональному стандарту «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», позволит избежать рисков причинения вреда здоровью и жизни инвалидам.

Президент Ассоциации

специалистов в сфере доступной среды

жизнедеятельности инвалидов «Совет по развитию

профессиональных квалификаций»,

Эксперт независимой антикоррупционной

экспертизы Минюста РФ                                                                                                          

Д.П. Петраков