Круглые столы по созданию безбарьерной среды в Брянской области

Департамент образования и науки Брянской области совместно с Автономной некоммерческой организацией «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий» провели серию информационно-методических круглых столов для руководителей образовательных учреждений региона.

Спикером мероприятий выступил директор АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий» Петраков Д.П.. В ходе своего выступления он рассмотрел важные аспекты формирования безбарьерной среды и обеспечения равных возможностей для всех категорий граждан.

Портрет Петракова


1. Понятие безбарьерной среды

  • Что это такое? Безбарьерная среда — совокупность условий, при которых все люди, независимо от их физических возможностей, могут беспрепятственно пользоваться инфраструктурой и получать услуги наравне с другими.
  • Основные элементы: архитектурная доступность (пандусы, поручни, лифты), информационная доступность (специальные указатели, надписи шрифтом Брайля), цифровая доступность (адаптивные сайты и приложения в соответствии с ГОСТ Р 52872-2019), а также подготовленный персонал.

Справочно: Правовые основы создания безбарьерной среды закреплены в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».


2. Принципы добросовестности и равных возможностей

  • Соблюдение прав человека: Все изменения в инфраструктуре и образовательном процессе должны осуществляться с учётом принципов гуманности и равенства.
  • Условия для всех: Безбарьерная среда не только помогает маломобильным людям, но и делает образовательные учреждения комфортнее для всех категорий населения.

3. Первоочередные мероприятия

В числе основных рекомендаций, озвученных директором АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий» Петраковым Д.П., выделены:

  1. Аудит текущих условий

    • Анализ инфраструктуры (наличие пандусов, поручней, необходимого оборудования);
    • Оценка цифровых ресурсов (сайтов, электронных платформ) на предмет соответствия нормам доступности.
  2. Обучение персонала

    • Проведение тренингов для педагогов и административных работников;
    • Формирование культуры уважения и понимания потребностей людей с ограниченными возможностями.
  3. Внедрение технических средств и программных решений

    • Установка специального оборудования (сенсорные панели, индукционные петли, тактильные указатели);
    • Адаптация веб-ресурсов под ГОСТ Р 52872-2019 (читаемые шрифты, альтернативные описания и аудиосопровождение).

Участники круглых столов по созданию безбарьерной среды

Участник круглого стола 1 Участник круглого стола 2 Участник круглого стола 3 Участник круглого стола 4 Участник круглого стола 5 Участник круглого стола 6 Участник круглого стола 7 Участник круглого стола 8

📍 Результаты и дальнейшие планы

Участники круглых столов получили методические материалы и практические рекомендации по развитию безбарьерной среды в своих образовательных организациях. Продолжение цикла обучающих мероприятий и экспертные консультации помогут детальнее отработать каждую из предложенных мер.

Для дополнительной информации можно обращаться в Департамент образования и науки Брянской области или в АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий».