Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий

Иск Костромского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к наименование организации об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать наименование организации в течение 1 (одного) года с момента наступления решения в законную силу оснастить адрес (адрес) адрес - информационной мнемосхемой, отображающей информацию о помещениях в здании вокзала, а также тактильными направляющими полосами с высотой рисунка не более 0,025 м.

Взыскать с ОАО адрес в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере сумма

установила:

Костромской транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к наименование организации об обязании оснастить пассажирское здание адрес (адрес) Вологодской дирекции пассажирских обустройств - структурное подразделение дирекция по эксплуатации зданий и сооружений адрес - филиала наименование организации расположенное по адресу: адрес, Мантуровский района, адрес (адрес) информационной мнемосхемой (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а также тактильными направляющими полосами с высотой рисунка не более 0,025 м, на основных путях движения в здании.

В обоснование исковых требований указал на то, что при проведенном дата прокуратурой осмотре адрес (адрес) железной адрес исполнения законодательства о защите прав потребителей, и доступности инвалидам железнодорожной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом было установлено, что отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а на основных путях движения в здании отсутствуют тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.

Представитель истца в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика наименование организации в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, не согласившись с которым представитель наименование организации подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, по изложенным в апелляционной жалобе доводам.

Истец на заседание судебной коллегии не явился, в нарушение положений ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не поступало.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 167, 327 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав представителя наименование организации по доверенности фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела нарушения, перечисленные в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущены не были, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правильно применил нормы материального права, регламентирующие спорные правоотношения.

Статья 784 ГК РФ предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со ст. 4 Закон РФ "О защите прав потребителей", организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.

Согласно положениям 7 вышеназванного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет собственник.

Согласно ст. 3 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Из содержания п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ N 703 от дата, следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

В соответствии со ст. 80 "Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Согласно статье 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно - правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В соответствии с положением п. 7.1.8 "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001" предусматривает обязательную установку при входах в здание массового посещения для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движении), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 адрес этом на основных пунктах движения в здании должны размещаться тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.

В соответствии с п. 5.4.4., 5.4.5., 5.4.6., 5.4.6., 5.4.7. Раздела 5.4 "Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" утвержденных распоряжением наименование организации от 104,06.2013 N 1252р для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) обозначающие опасные участки и направления движения.

Непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.

Тактильные полосы и указатели должны иметь высокую износоустойчивость, быть устойчивыми к действию химических реагентов, используемых для очистки от наледи.

Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета.

Тактильный наземный указатель и тактильное покрытие должны соответствовать требованиям ГОСТ Р телефон "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению".

Пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса РФ от N 18 предусматривается, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Судом установлено, что дата проведенным Костромской транспортной прокуратурой осмотром адрес (адрес) адрес наименование организации по факту исполнения законодательства о защите прав потребителей, и доступности инвалидам железнодорожной - инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, было установлено, что отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей и на основных путях движения в здании отсутствуют тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025 м.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Конституции РФ, ст. 210 ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Уставом железнодорожного транспорта РФ, ФЗ "О железнодорожном транспорте РФ", Сводом правил "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001"; "Типовыми требованиями к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" утвержденных распоряжением наименование организации от дата N 1252р, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчик не принял необходимых мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильных направляющих полос.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, изложены в мотивировочной части решения, и оснований с ними не согласится, судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с дата исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а само по себе наличие требований к функционально-планировочным элементам не является безусловным основанием для их приспособления к уже существующему зданию или помещению в нем, что спорное здание введено в эксплуатацию в дата, не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции, поскольку действующее законодательство предусматривает обустройство пассажирских платформ информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильными направляющими полосами, а ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность обустройства пассажирского здания адрес (адрес) Вологодской дирекции пассажирских обустройств - структурное подразделение дирекция по эксплуатации зданий и сооружений адрес - филиала наименование организации расположенное по адресу: адрес, Мантуровский района, адрес (адрес) информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильными направляющими полосами.

Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что доказательства проведения проверки Костромской транспортной прокуратурой в материалах дела отсутствуют, а акт проверки от дата оформлен работником ЛО МВД России на транспорте, не свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого судом решения, поскольку в материалах дела имеется акт проверки от дата, согласно которому лейтенантом полиции Костромского ЛО МВД России на транспорте в соответствии с поручением Костромского транспортного прокурора от дата был осуществлен выезд на адрес, оснований которому не доверять у судебной коллегии не имеется. Кроме того в материалах дела имеется запрос Костромского транспортного прокурора начальнику Ярославской дистанции гражданских сооружений, в котором указано, что Костромской транспортной прокуратурой проводится проверка исполнения законодательства о соблюдении прав пассажиров на объектах железнодорожного транспорта.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что с целью обеспечения реализации прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожном транспортом наименование организации приняты и введены в действие нормативные документы, регламентирующие правила организации оказания услуг маломобильным пассажирам по перевозке на железнодорожном транспорте, а доказательств недостаточности принимаемых ответчиком мер для обеспечения инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения равных условий жизнедеятельности с другими категориями населения истцом не представлено, является несостоятельным, поскольку не опровергает вывод суда первой инстанции о необходимости исполнения ответчиком требований действующего законодательства по оснащению и обустройству пассажирских платформ информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильными направляющими полосами.

Иные доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, следовательно, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции правильно, подтверждаются исследованными доказательствами, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.

Указанные в ст. 195 ГПК РФ и постановлении Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от дата N 23 "О судебном решении" предъявляемые к решению требования, судом первой инстанции при вынесении решения суда были соблюдены.
Нарушений норм процессуального законодательства, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу наименование организации - без удовлетворения.