О НОВОЙ РЕДАКЦИИ СВОДА ПРАВИЛ СП 59.13330.2020.
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России) своим приказом от 20.12.2020 № 904 утвердило новую редакцию свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СП 59.13330.2020 или СП 59).
Очевиден и следующий шаг – коррекция Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985, утвердившего Перечень стандартов и сводов правил, а также частей стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Постановление № 985). В результате этой коррекции в обязательном Перечне части СП 59.13330.2016 должны быть заменены СП 59.13330.2020. В этой связи целесообразно проанализировать изменения, внесенные в новую редакцию указанного свода правил, их соответствие другим документам по стандартизации, а также процедуры обсуждения, согласования и утверждения СП 59.13330.2020.
В статье [1], опубликованной в 3 номере журнала, подробно рассмотрена ситуация, связанная с вступлением в силу с 4 августа 2020 года постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985, утвердившего новый Перечень стандартов и сводов правил, а также частей стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. В новый Перечень было включено значительное количество пунктов СП 59.13330.2016.
В частности, в статье отмечалось, что в число обязательных был ошибочно включен пункт 6.5.1, определяющий требования к размещению знаков доступности объектов, которые концептуально противоречили требованиям национального стандарта ГОСТ Р 52131-2019 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» (далее – ГОСТ Р 52131), введенного в действие с 01.07.2020.
Этот стандарт, разработанный в 2018 году, ввел четкие разграничения знаков доступности объектов для инвалидов различных нозологий и сервисных знаков обозначения объектов, используемых инвалидами, определил требования к их исполнению и размещению.
Постановление № 985 фактически вывело этот национальный стандарт, определяющий требования к размещению всех знаковых средств для инвалидов, в том числе тактильно-контрастных знаковых средств для инвалидов по зрению, из числа действующих. Авторы статьи были убеждены в том, что произошла чисто техническая ошибка, и полагали, что она будет исправлена в кратчайшие сроки.
Однако опубликованная новая редакция СП 59.13330.2020 эту ошибку не только не исправляет, а развивает, делая попытку через свод правил узаконить требования, противоречащие национальному стандарту. В результате положения СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 52131-2019, определяющие требования к знаковым средствам для инвалидов и к их размещению, не только не соответствуют друг другу, но и используют различную терминологию. Необходимо отметить, что это создает весьма серьезную проблему в масштабах всей страны, так как те или иные знаковые средства для инвалидов должны устанавливаться на всех без исключения объектах, где оказываются какие-либо услуги населению.
Отметим, что требования к знаковым средствам для инвалидов, к их номенклатуре, оформлению и размещению не влияют на архитектурно-строительные и планировочные решения, обеспечивающие доступность зданий и сооружений, т.е. на обеспечение исполнения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Специфическое отношение разработчиков СП 59.13330.2020 к национальным стандартам, как к документам, которые могут легко корректироваться, изменяться и отменяться путем внесения определенных записей в свод правил, убедительно продемонстрировано и в ситуации, связанной с определением требований к обустройству тактильных наземных указателей (далее – ТНУ).
В СП 59.13330.2020 включены положения, фактически отменяющие требования действующего национального стандарта ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования» (далее – ГОСТ Р 52875). При этом требования в части ТНУ, включенные в СП 59.13330.2020, без каких-либо обоснований фактически отменяют и требования, содержащиеся в СП 59.13330.2016, на основе и в развитие которых был разработан ГОСТ Р 52875-2018. Отметим, что в своде правил использовался термин «тактильно-контрастные указатели», а в стандарте был применен термин «тактильные наземные указатели» с целью обеспечить преемственность с ранее существовавшим стандартом ГОСТ Р 52875-2007.
Пункт 5.1.10 действующей редакции СП 59.13330.2016 имеет следующее содержание: «Тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, следует размещать на расстоянии 0,8-0,9 м до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей и т.п. Глубина предупреждающего указателя должна быть в пределах 0,5 – 0,6 м и входить в общее нормируемое расстояние до препятствия. Указатель должен заканчиваться до препятствия на расстоянии 0,3 м. Указатели. должны иметь высоту рифов 5 мм».
В СП 59.13330.2020 формулировка пункта 5.1.10 имеет принципиально иное содержание и иной смысл: «Информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т. д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками». По существу, этот пункт отменяет предусмотренные СП 59.13330.2016, СП 136.13330.2012 с Изменением № 1 и ГОСТ Р 52875-2018 требования об обязательном обустройстве предупреждающих ТНУ перед препятствиями на путях движения, и допускает в качестве альтернативного варианта изменение фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных дорожек и тротуаров. Кроме того, утверждение о том, что устройство тактильно-контрастных указателей предназначено для информации «инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности», противоречит базовым положениям национальных стандартов ГОСТ Р 52875-2018 и ГОСТ Р 51671-2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», которые относят тактильные наземные указатели не к информационным средствам, а к средствам сигнализации, выполняющим функцию предупреждения.
В статье Л.П. Абрамовой, А.М. Гарнеца, Д.В. Енина, С.С. Сохранского «Некоторые ключевые аспекты обеспечения доступности пешеходных коммуникаций для инвалидов и иных маломобильных групп населения», рассмотрены особенности применения трех типов предупреждающих указателей (запрещающих дальнейшее движение, разрешающих движение с осторожностью, предупреждающих о выходе на пешеходный переход), имеющих различное тактильное рифление в соответствии с СП 136.13330.2012 с Изменением № 1 и ГОСТ Р 52875-2018. Отметим, в частности, что ТНУ, предупреждающий о выходе на пешеходный переход, имеют рифление в виде параллельных тактильных линий, которые не только предупреждают инвалида по зрению о предстоящем выходе на пешеходный переход, но и задают ему направление движения на противоположную сторону.
Никакое изменение «фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками» не способно заменить эти три типа предупреждающих тактильных указателей, предназначенных для обеспечения безопасного и комфортного самостоятельного передвижения инвалидов по зрению по пешеходным коммуникациям. Необходимо подчеркнуть, что ГОСТ Р 52875-2018 однозначно определяет необходимые условия, при которых могут и должны обустраиваться предупреждающие ТНУ. Если эти условия отсутствуют или их невозможно выполнить, то, действительно, необходимо использовать изменение фактуры поверхности. Для того, чтобы это стало правилом, необходимо в новой редакции или в Изменении действующей редакции СП 59.13330 определить, что именно является изменением фактуры поверхности, или описать возможные варианты изменений фактуры. Приведенная в СП 59.13330.2020 фраза об изменении фактуры поверхности с подобными характеристиками никакого значащего содержания в себе не имеет, а лишь несет прямую угрозу причинения вреда инвалидам по зрению. Отметим, что в случае с ТНУ, предупреждающими о выходе на пешеходный переход, речь идет о прямой угрозе жизни инвалидов по зрению.
Приведем еще один пример необъяснимого изменения четкого и обоснованного требования на формулировку «небезусловного характера». Пункт 6.2.8 действующей редакции СП 59 содержит следующее требование:
«На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м… Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - от 0,03 м до 0,04 м». В новой редакции СП 59 второе предложение изменено на следующее «Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени – не более 0,04 м». Если в первом варианте слабовидящий или любой другой человек определял место расположения края проступи с точностью до 1 см (3-4 см от края контрастной полосы), то во втором варианте эта неопределенность увеличилась до 4 см. Из-за нечеткой фиксации края проступи верхней или нижней ступени лестничного марша существенно возрастает вероятность падения слабовидящего человека, особенно при движении по лестнице сверху вниз. Иными словами, изменение формулировки п. 6.2.8 объективно ведет к увеличению степени риска причинения вреда инвалидам по зрению и другим маломобильным группам населения (далее – МГН). Отметим. что оба автора данной статьи в разное время и с различными для себя последствиями падали при сходе с лестничного марша из-за нечеткой фиксации края проступи нижней ступени марша.
Отметим также, что из СП 59.13330.2020 неоправданно, без каких-либо обоснований, исключена вся информация, касающаяся использования средств радиоинформирования и звукового ориентирования, а также медиагида – устройств, широко используемых в различных субъектах Российской Федерации для формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов по зрению.
В СП 59.13330.2020 существенно, и, с нашей точки зрения, необоснованно, переработан раздел 6.5. В СП 59.13330.2016 он назывался «Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации». В СП 59.13330.2020 он получил новое название «Технические средства связи, информации и сигнализации, доступные для маломобильных групп населения». При этом в данном разделе не появилось ни одного пункта, содержащего какие-либо упоминания или ссылки на технические средства связи. Иными словами, название раздела не соответствует его содержанию.
Приведем редакцию пункта 6.5.2 СП 59.13330.2016: «Технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги. Конкретный перечень определенного назначения необходимых технических средств устанавливается заданием на проектирование». В СП 59.13330.2020 этот пункт, содержащий достаточно конкретные требования, трансформировался в пункт предельно общего характера: «Технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию».
Таким образом, в новой редакции пункта отсутствуют требование унификации используемых средств, требование к содержанию и назначению предоставляемой информации, исключены из числа возможных средства радиоинформирования. Кроме того, ответственность за определение перечня технических средств, обеспечивающих информирование, ориентирование, навигацию и сигнализацию для инвалидов и иных МГН, полностью возложена на проектировщиков. В Задание на проектирование никаких требований на этот счет теперь можно не включать.
Отметим, что отказ от требования использования только унифицированных средств информирования, ориентирования и сигнализации противоречит базовому положению СП 59.13330.2020 (пункт 1.1), в соответствии с которым «Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна)». Реализация принципа «универсального дизайна» возможна только при использовании унифицированных устройств.
Остановимся также более подробно на небезусловных и противоречивых трактовках требований к исполнению и размещению в зданиях и сооружениях тактильно-визуальных средств информирования и навигации для инвалидов по зрению. К таким средствам относятся тактильно-визуальные средства информирования и навигации (идентификаторы объектов и помещений, указатели направления движения) и тактильно-визуальные схемы (рельефно-графические схемы, мнемосхемы), содержащие информацию об объекте. Отметим, что общеизвестным фактом является включение в Программу национальной стандартизации (далее – ПНС) 2020 года разработки нового национального стандарта «Тактильно-визуальные средства информирования и навигации для инвалидов по зрению. Технические требования», который должен быть введен в действие в 2021 году.
Рассмотрим вначале ситуацию с тактильно-визуальными схемами. СП 59.13330.2016 содержал на этот счет два пункта. В пункте 6.5.7 определялось, что «в вестибюлях общественных зданий, с учетом их функционального назначения, следует предусматривать установку … тактильных и тактильно-говорящих мнемосхем для посетителей с нарушением зрения». В пункте 8.1.6 уточнялось, что «при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для посетителей с нарушением зрения должна быть установлена информационная тактильная мнемосхема или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м».
С учетом отсутствия каких-либо нормативно-методических документов, определяющих требования и рекомендации к исполнению таких схем, а также из-за невозможности в значительном числе случаев размещать их с правой стороны движения без создания помех движению граждан, для инвалидов по зрению эти тактильно-визуальные схемы оказались абсолютно бесполезны – слепые ими практически не пользуются. В результате обращений ряда организаций при подготовке Постановления Правительства РФ № 985 указанные пункты были исключены из числа пунктов СП 59.13330.2016, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
Однако, не смотря на это, в новой редакции СП 59.13330.2020 пункт 6.5.7 по-прежнему содержит формулировку «в вестибюлях общественных зданий с учетом их функционального назначения, следует предусматривать установку … тактильно-визуальных схем». Требования к размещению таких схем из пункта 8.1.6 перенесены в новый пункт 6.5.12 с одним уточнением «Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание». Для инвалидов по зрению, с учетом добавления слова «по возможности», тактильно-визуальные схемы стали еще менее доступными, так как появилась дополнительная неопределенность в их расположении.
Мы убеждены, что требование об установке тактильно-визуальных схем в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения может стать обязательным не ранее ввода в действие нового национального стандарта «Тактильно-визуальные средства информирования и навигации для инвалидов по зрению. Технические требования».
Теперь рассмотрим ситуацию с тактильно-визуальными средствами информирования и навигации. В этом случае вопросов возникает еще больше.
Пункт 6.3.6 СП 59.13330.2020 определяет, что «У дверей блоков санитарно-бытовых помещений, включающих в себя доступные кабины (уборных, душевых, ванн и т. п.), и универсальной кабины уборной следует предусматривать со стороны ручки информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом».
При этом пункт 4.3.8.2 национального стандарта ГОСТ Р 52131-2019 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования» определяет, что «Обязательными для применения на объектах с открытым доступом населения являются следующие общие сервисные тактильно-визуальные знаки, обеспечивающие восприятие инвалидами по зрению: …
- знак обозначения отдельной кабины туалета для одного посетителя…,
- знак обозначения отдельной кабины туалета для одного посетителя, доступной для инвалидов на кресле-коляске…,
- знак обозначения мужского общественного туалета…,
- знак обозначения женского общественного туалета…,
- знак обозначения блока общественных туалетов…».
Авторы убеждены, что попытка отменить эти требования национального стандарта и вместо унифицированных сервисных тактильно-визуальных знаков использовать перед входами в санитарно-бытовые помещения информационные таблички нерегламентированного содержания вообще не имеет никакого смысла.
Пункт 6.5.9 СП 59.13330.2020 определяет, что «Информирующие тактильные таблички … для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться…:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных…;
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах».
В СП 59.13330.2016 пункт 6.5.9 имел существенно иное содержание:
«Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного-шрифта Брайля, должны размещаться…:
перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);
перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения…».
В данном случае, авторы находятся в недоумении: исключение обязательного требования размещения информирующих тактильных табличек перед входом в здание с указанием наименования учреждения и времени оказания услуг – это ответственное продуманное решение? Или это – техническая ошибка, в результате которой в окончательной редакции утвержденного и опубликованного документа по стандартизации случайно потеряно достаточно принципиальное требование?
Что же касается дополнительно введенных в этот пункт в СП 59.13330.2020 требований о размещении информирующих тактильных табличек перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, а также рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах», то добавим несколько слов к тому, что было сказано ранее при комментировании новой редакции пункта 6.3.6.
В соответствии с ГОСТ Р 52131 обязательными для применения являются сервисные тактильно-визуальные знаки, размещаемые не только перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, но и рядом с устройствами вызова помощи. Заменять эти универсальные сервисные знаки или дублировать их информирующими тактильными табличками не имеет никакого смысла.
Авторы считают необходимым остановиться на еще одном не очень понятном для них уточнении, внесенном в новую редакцию Свода правил. Пункт 6.3.1 СП 59.133330.2016 содержал следующее требование «Во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей … должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения». Смысл этого требования понятен – инвалид по зрению должен иметь возможность безопасно для себя воспользоваться уборной общего пользования. Ему для этого ничего не мешает, если уборная (или кабина уборной) находится в нормальном санитарном состоянии. Фактически это требование означает, что если в здании открытого доступа населения есть общественная уборная, то она должна поддерживаться в нормальном санитарном состоянии для того, чтобы инвалид по зрению мог ею воспользоваться.
В СП 59.13330.2020 это пункт приобрел следующее содержание: «Во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей… должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения и нарушением опорно-двигательного аппарата». А зачем тогда создавать универсальные кабины уборных, предназначенные именно для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата? Авторы надеются, что новая редакция пункта 6.3.1 свода правил – это просто одна из ошибок разработчиков, а не их принципиальная позиция добиться реконструкции и переоборудования всех уборных общего пользования в нашей стране.
Авторы статьи не понимают, для чего и с какой целью внесены указанные выше изменения в новую редакцию СП 59.13330.2020. Эти изменения в части требований и терминологии применительно к различным средствам, обеспечивающим информирование, ориентирование, навигацию и сигнализацию для инвалидов различных нозологий, реально приведут к разрушению системы национальной стандартизации в области доступной среды. Более десяти национальных стандартов, как действующих, так и разрабатываемых в соответствии с ПНС в 2020-2021 годах, в своей основе имеют терминологию и требования СП 59.13330.2016, а также доработанных в его развитие СП 136.13330.2012 с Изменением № 1 и СП 140.13330.2012 с Изменением № 1.
При этом авторы статьи понимают, что внесение ряда указанных выше изменений в СП 59.13330.2020, при наличии утвержденных национальных стандартов, является прямым нарушением Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее –Закон о стандартизации) и постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» (далее – Постановление № 624).
Порядок разработки и утверждения национальных стандартов определен статьей 24 Закона о стандартизации. Статья 23 этого Закона определяет, что изменения (актуализация), отмена национальных стандартов проводятся в рамках Программы национальной стандартизации. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением № 624, «в сводах правил не допускается дублирование требований национальных стандартов Российской Федерации».
Таким образом, при разработке новой редакций СП 59.13330 вместо описания каких-либо требований к техническим средствам информирования, ориентирования, навигации и сигнализации, устанавливаемым на проектируемых объектах с целью обеспечения их доступности и оказываемых услуг для инвалидов различных нозологий, в нее должны были быть включены ссылки на действующие стандарты (при их наличии). Как отмечалось выше, в СП 59.13330.2020 указанное выше требование грубо нарушено.
В пункте 6.5.1 новой редакции СП 59 вместо развернутого описания требований к установке знаков доступности должно было содержаться только одно требование «Знаки доступности должны устанавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52131-2019». Соответственно, пункт 5.1.10 новой редакции СП 59 должен был получить новую формулировку «Тактильные наземные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, должны обустраиваться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52875-2018».
На формулировки пунктов 5.1.10 и 6.5.1 другого содержания разработчики СП 59.13330.2020 права не имели.
Отметим, что предусмотренные Законом о стандартизации возможности актуализации национальных стандартов ГОСТ Р 52131-2019 и ГОСТ Р 52875-2018, с целью уточнения или изменения содержащихся в них каких-либо положений, разработчики СП 59.13330.2020 не использовали. Никаких обращений в технический комитет по стандартизации 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения» (далее – ТК 381) с предложениями включить в ПНС актуализацию указанных стандартов не поступало.
В завершение обсуждаемой темы остановимся на процедурных вопросах. Как отмечалось выше, процедура разработки сводов правил или изменений сводов правил однозначно определена Законом о стандартизации и Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными Постановлением № 624. У авторов статьи имеются вопросы, связанные с соблюдением процедур разработки, публичного обсуждения и утверждения СП.59.13330.2020.
Начнем с того, что авторы имеют все основания полагать, что в 2020 году разрабатывались и публично обсуждались Изменения СП 59.13330.2016, а не его новая редакция. Во-первых, в План разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2020 г., утвержденный приказом Минстроя России от 31 января 2020 г. № 50/пр, была включена разработка Изменения СП 59.13330.2016 (поз. 42). Во-вторых, в августе 2020 года авторы статьи участвовали в подготовке Замечаний к проекту Изменений СП 59.13330.2016, поступивших на согласование в ТК 381 из технического комитета по стандартизации 465 «Строительство» (далее – ТК 465).
Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что в соответствии с приказом Минстроя России в 2020 году разрабатывался и публично обсуждался проект Изменений СП 59.13330.2016. В какой момент и на основании какого документа Изменения превратились в новую редакцию Свода правил, авторы выяснить не смогли.
Сводные замечания ТК 381 по проекту Изменений СП 59.13330.2016, направленные в октябре в ТК 465, содержали предупреждение о недопустимости включения в Изменения пунктов 5.1.10 и 6.5.1 в редакции, противоречащей национальным стандартам ГОСТ Р 52131-2019 и ГОСТ Р 52875-2018.
Указанные сводные Замечания ТК 381 содержали также рекомендацию о разработке новой редакции СП 59.13330 не ранее 2022 года – после завершения разработки пакета национальных стандартов в части унифицированных средств информирования, ориентирования и сигнализации, предназначенных для обеспечения доступности, безопасности, информационности и комфортности проектируемых зданий и сооружений. Это, в частности, позволило бы сократить текстовую часть свода правил за счет включения в него ссылок на новые утвержденные стандарты.
Игнорирование указанных замечаний и предложений, поступивших от ТК 381, их коллегами из ТК 465, отсутствие рабочего взаимодействия между двумя техническими комитетами по стандартизации, решающими общую задачу нормативно-технического обеспечения формирования доступной городской среды для инвалидов и других МГН, ставит под сомнение возможность реализации Программы национальной стандартизации, в части формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.
Введение в действие с 1 июля 2021 г. Свода правил СП 59.13330.2020, содержащего требования и терминологию, отличные от используемых в национальных стандартах, значительно усугубит общую ситуацию с наличием противоречащих друг другу требований в различных нормативно-правовых актах и документах по стандартизации, и окончательно исключит возможность формирования единого доступного пространства на территории нашей страны.
Одним из первых шагов в направлении системного подхода к формированию безбарьерной среды в нашей стране, по мнению авторов, может и должно стать решение об отмене новой редакции СП 59.13330.2020, как не соответствующей требованиям Закона о стандартизации и Правилам разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденных Постановлением № 624.
Авторы убеждены, что создание единой безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и иных МГН в масштабах всей страны возможно только при следующих условиях:
- решении процедурных вопросов взаимодействия между ТК 381, техническим комитетом по стандартизации 315 «Автомобильный и городской электрический транспорт», техническим комитетом по стандартизации 418 «Дорожное хозяйство», ТК 465 и другими техническими комитетами, участвующими в разработке документов по стандартизации в области доступности объектов и услуг;
- обеспечении строгого соблюдения федеральных законов в области стандартизации и технического регулирования;
- максимальном устранении межведомственных барьеров;
- определении границ и меры ответственности каждого ведомства;
- создании эффективно работающих механизмов межведомственного взаимодействия на различных уровнях.
P.S.
Внимательные читатели сообщили нам еще об одной ошибке в СП 59.13330.2020, вполне соответствующей общему уровню всего документа.
В пункте 8.1.2 говорится о «реконструкции и приспособлении существующих зданий и сооружений при выполнении проектных решений в рамках «разумного приспособления» с учетом 4.8 при невозможности обеспечить доступность всего здания…». При этом пункт 4.8 в СП 59.13330.2020 отсутствует.