Актуальность внедрения добровольной сертификации в области обеспечения комплекса интегрированных мер предупреждения причинения вреда системой управления экологическими рисками в технологических процессах хозяйственной и иной деятельности в рамках риск-ориентированного подхода к контрольной/надзорной деятельности
В современной практике управления хозяйственной деятельностью экологические риски приобретают все большее значение. В условиях усиления контроля за экологической безопасностью компаний и организаций перед государством и обществом стоит задача эффективного регулирования деятельности, которая потенциально может причинить ущерб окружающей среде и здоровью граждан. Одним из ключевых инструментов, обеспечивающих такой контроль и подтверждающих добросовестность субъектов деятельности, является добровольная сертификация системы управления экологическими рисками, реализуемая в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Важность добровольной сертификации для предотвращения вреда
С точки зрения законодательства, добровольная сертификация – это не просто опция, которую компания может выбрать или проигнорировать. Она становится обязательным элементом для организаций, стремящихся снизить риск причинения вреда и повысить доверие к своей деятельности со стороны контролирующих органов. Согласно Статье 23 Закона N 248-ФЗ, риск-ориентированный подход требует учета не только вероятности и тяжести возможного вреда, но и добросовестности контролируемых лиц. Этот показатель становится решающим в процессе оценки рисков и включает наличие системы внутреннего контроля, зафиксированной через сертификацию.
Так, закон определяет критерии оценки добросовестности, среди которых указываются:
- Наличие сертифицированной системы внутреннего контроля в сфере экологического и другого риск-ориентированного управления.
- Добровольная сертификация, подтверждающая повышенный уровень безопасности, требуемый для охраны ценных ресурсов.
- Заключение договора добровольного страхования рисков, покрывающего возможный ущерб, что также подтверждает высокий уровень ответственности компании перед обществом.
Роль добровольной сертификации в управлении рисками
Добровольная сертификация предоставляет компаниям возможность подтвердить свою приверженность снижению рисков и соблюдению стандартов безопасности. Этот механизм обеспечивает независимую оценку системы управления экологическими рисками, а значит, способствует выявлению и устранению факторов, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба. Кроме того, такая сертификация, проводимая аккредитованными органами, позволяет минимизировать вероятность вмешательства со стороны контрольных органов и способствует оптимизации взаимодействия между бизнесом и государственными структурами.
Добровольная сертификация также помогает компаниям защитить себя от возможных правовых последствий. Законодательство России предусматривает возможность подачи иска на приостановление или прекращение деятельности предприятия, если существует угроза причинения вреда, либо если уже нанесен ущерб. Суд может обязать предприятие приостановить или прекратить деятельность, либо возместить ущерб пострадавшим, если деятельность продолжается и причиняет вред. Наличие добровольной сертификации дает компании дополнительные аргументы в случае потенциальных претензий со стороны государственных органов и общества, подтверждая высокий уровень ответственности и приверженность стандартам.
Законодательная основа и актуальность внедрения
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" и постановлениям Президента и Правительства РФ, экологическая безопасность и контроль над ней являются приоритетами государственной политики. Законодательные акты, включая Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды", указывают на необходимость применения риск-ориентированного подхода. В этом контексте добровольная сертификация становится обязательной мерой, позволяющей предприятиям повысить уровень своей ответственности и продемонстрировать экологическую и социальную устойчивость.
Кроме того, документальные поручения государственных органов власти РФ подчеркивают важность развития и поддержки систем добровольной сертификации для повышения конкурентоспособности и создания безопасной среды для граждан.
Предлагаемые меры и выводы
В свете вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости активного внедрения добровольной сертификации в рамках управления экологическими рисками, направленной на предупреждение и предотвращение возможного вреда. На этой основе предлагается:
- Расширение внедрения механизмов добровольной сертификации – использование независимой оценки и регулярного подтверждения экологической безопасности в технологических процессах и иной деятельности для предупреждения риска.
- Содействие органов исполнительной власти – оказывать поддержку субъектам хозяйственной деятельности, внедряющим системы добровольной сертификации, что укрепляет их репутацию как добросовестных участников рынка и позволяет снизить экологические риски.
- Финансовая поддержка для организаций малого и среднего бизнеса – введение субсидий для МСП, покрывающих затраты на сертификацию, и проведение просветительской работы среди представителей бизнеса о важности сертификации и добровольного подтверждения своей ответственности в сфере экологической безопасности.
- Учёт сертификации в надзорной деятельности – органы контроля и надзора должны учитывать наличие добровольной сертификации у организаций, что свидетельствует о приверженности стандартам безопасности и снижает нагрузку на государственный надзор.
Заключение
Добровольная сертификация, несмотря на свое название, является необходимым инструментом для любой организации, нацеленной на устойчивое развитие, защиту окружающей среды и соблюдение обязательных требований законодательства. Это не просто "хочу – делаю, не хочу – не делаю", а важный элемент, позволяющий компании подтвердить свою ответственность и снизить регуляторные и юридические риски, а также наладить эффективное взаимодействие с государственными органами и обществом.