Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий

Безопасность на детской площадке: на что обратить особое внимание?

Игровые и спортивные площадки — важное пространство для детского развития и социализации. Но безопасны ли они на самом деле? В Общественной палате Российской Федерации (ОП РФ) 30.04.2025 года был поднят вопрос о том, кто и как должен контролировать безопасность таких объектов, чтобы предупредить травмы и сохранить здоровье детей. Дмитрий Петраков, ведущий эксперт АНО «НЦ «АСИ», участвующий в работе Технических комитетов ТК 115 и ТК 381 по стандартизации оборудования, предложил восстановить государственный контроль за детскими игровыми и спортивными площадками и обновить его формат в соответствии с риск‑ориентированным подходом (РОП).

Мониторинг состояния детских площадок. Региональная практика.

Видео на Рутюб о региональных механизмах контроля безопасности детских площадок (11 мин 34 сек).

Заместитель секретаря ОП РФ, Владислав Гриб подчеркнул, что «Безопасность детских площадок — это безопасность миллионов детей и именно государственный надзор должен стать системным барьером для травматизма».

Почему это актуально

По данным ведущего эксперта по безопасности игрового оборудования Натальи Зинченко, почти каждая пятая детская бытовая травма (18,5%) происходит на детских площадках. В некоторых случаях это тяжёлые и даже смертельные травмы.

Надзор и статистика — два инструмента профилактики травматизма детей на детских площадках.

Видео на Рутюб о взаимосвязи надзора, статистики и профилактики травм (11 мин 22 сек).

Ситуация усугубилась после 2021 года, когда Росстандарт утратил часть надзорных функций, и государственный контроль за площадками ослаб. Как показывают материалы «Российской газеты», число инцидентов с тяжёлыми последствиями резко выросло, а на рынке по‑прежнему присутствуют производители некачественного и небезопасного оборудования.

Что предлагают эксперты

1. Повысить эффективность надзора через РОП. Новый подход предполагает, что частота и форма проверок должны зависеть от уровня риска. Это уже предусмотрено в Федеральном законе № 248‑ФЗ, и логично было бы применить такой механизм к площадкам — объектам, на которых дети могут получить серьёзные травмы.

2. Ввести обязательные и единый чек‑листы. Эксперты настаивают на унифицированных контрольных списках для всех инспекций (статья 23 закона № 248‑ФЗ). Это повысит объективность проверок и устранит субъективный фактор.

3. Разработать нормативный документ «Техническое задание на создание детских игровых пространств». Основной целью которого, будет создание единого нормативного документа, который сможет охватывать все этапы от проектирования до ввода в эксплуатацию и его вывода из эксплуатации. Это позволит выстроить системную политику безопасности на всех этапах.

4. Создать публичный реестр добросовестных производителей. На базе Росстандарта предлагается формировать реестр проверенных компаний, соблюдающих стандарты. Таким производителям можно будет упростить контрольные процедуры, что позволит не только снизить нагрузку на надзорные органы, но и создаст благоприятные условия для соблюдения правил.

 5. Обновить и унифицировать подходы к сертификации оборудования. Эксперты предложили пересмотреть и стандартизировать процедуры сертификации детского игрового и спортивного оборудования. Это необходимо для устранения разночтений между разными нормативами и обеспечения единого уровня качества и безопасности.

📍 По итогам слушаний Максим Протасов, председатель Общественного совета при Росстандарте и руководитель Роскачества, заявил о подготовке пакета предложений по обновлению требований к сертификации и контролю соответствия продукции.

📍 Сейчас в официальной государственной статистике травмы на детских площадках не выделяются в отдельную категорию. Это затрудняет оценку реальной ситуации и мешает проводить адресную профилактику. Эксперты настаивают: нужна прозрачная, актуальная и сегментированная база данных по инцидентам.

Послесловие.

Обеспечение безопасности на детских площадках требует комплексного подхода от законодательства до общественного контроля, от технических стандартов до культуры эксплуатации. Восстановление госнадзора и внедрение современных инструментов оценки рисков может стать поворотным моментом от тревожной статистики к безопасному детству.

📍 Материал подготовлен на основе данных ОП РФ, Федерального закона № 248‑ФЗ, профильных публикаций «Российской газеты» и открытых источников.

Владислав Гриб выступает на публичных слушаниях по безопасности детских площадок
Владислав Гриб, заместитель Секретаря ОП РФ, подчёркивает необходимость системного государственного контроля.