Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий

постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Саратова от 4 июня 2013 г. администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 20 июня 2013 г. постановление мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Саратова от 4 июня 2013 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Саратова от 12 июля 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 20 августа 2013 г. и постановлением заместителя председателя Саратовского областного суда от 17 сентября 2013 г., администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Цопин А.А. просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Саратова от 12 июля 2013 г., решения судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 20 августа 2013 г. и постановления заместителя председателя Саратовского областного суда от 17 сентября 2013 г., вынесенных в отношении администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Цопина А.А. свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу постановлений.

В соответствии со статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 22 апреля 2013 г. в 12.00 часов в ходе проведения проверки должностными лицами отдела по работе с инвалидами комитета социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области выявлено, что администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" не приняла мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 1, тем самым, уклонилась от исполнения требований к обеспечению условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, нарушив требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Выявленные нарушения выразились в следующем:
- крыльцо состоит из четырех ступеней, оборудовано аппарелью, не соответствующей требованиям пунктов 5.2.13, 5.2.14 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605 (далее - СП 59.13330.2012);
- поручни не соответствуют требованиям пункта 5.2.15 СП 59.13330.2012;
- порог входной двери не соответствует требованиям пункта 5.1.4 СП 59.13330.2012;
- внутри помещения имеются четыре ступени, оборудованные раздвижной аппарелью, не соответствующей требованиям пунктов 5.2.13, 5.2.14 СП 59.13330.2012, а поручни к ним не соответствуют требованиям пункта 5.2.15 СП 59.13330.2012;
- на прозрачных полотнах дверей отсутствует яркая контрастная маркировка, что не соответствует требованиям пункта 5.1.5 СП 59.13330.2012;
- ширина дверного проема кабинета для приема граждан не соответствует требованиям пункта 5.2.4 СП 59.13330.2012;
- высота порога не соответствует требованиям пункта 5.1.4 СП 59.13330.2012.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

В надзорной жалобе защитник Цопин А.А. заявляет, что администрация района не может быть субъектом вменяемого административного правонарушения, так как собственником здания по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 1 не является, здание на праве оперативного управления закреплено за МКУ "<...>", бюджетом муниципального образования "Город Саратов" на 2013 г. не предусмотрено финансирование администрации района в части проведения мероприятий по обеспечению доступа инвалидов в указанное здание.

Данный довод не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.

В силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" администрация района как орган местного самоуправления обязана создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что объект нежилого фонда, общей полезной площадью 2078,3 м2, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Международная, д. 1, в котором размещена администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", является собственностью муниципального образования "Город Саратов".

В соответствии с Положением об администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 г. N 36-398, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными правовыми актами.

Таким образом, ставить под сомнение выводы судебных инстанций о наличии в действиях администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Административное наказание назначено администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" в пределах санкции статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, допущено не было, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского района г. Саратова от 12 июля 2013 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 20 августа 2013 г. и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 17 сентября 2013 г., вынесенные в отношении администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а надзорную жалобу защитника администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" Цопина А.А. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ