АНО НЦ АСИ

logotextnew

А В Т О Н О М Н А Я

Н Е К О М М Е Р Ч Е С К А Я О Р Г А Н И З А Ц И Я

Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й Ц Е Н Т Р   С О Д Е Й С Т В И Я
ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОМУ И ИННОВАЦИОННОМУ
РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ

Р У К О В О Д И Т Е Л Ь

193230, Санкт-Петербург, пер. Челиева, 13

тел./факс (812) 645-67-97; (812) 645-07-67

+7-901-301-09-87, +7-921-954-15-29

nc-asi.ru  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

от 10.05.2018 № 1105

 

Об интегрированной системе сертификации (по итогам работы инициативной группы общественного контроля)

 

Для информации по списку:

  • Федеральные органы исполнительной власти
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги!

Инициативной группой в составе представителей комитета по содействию реформе контрольно/надзорной деятельности Ленинградского областного отделения Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», экспертов Национальной палаты судебных экспертов, полномочных представителей ОООИ «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», независимых экспертов антикоррупционной экспертизы Минюста РФ, экспертов Министерства культуры РФ в области доступности объектов культурного наследия, членов Правления СПб ГО ООО «ВОИ», представителей ряда региональных общественных объединений инвалидов, при участии членов Совета при Президенте по развитию гражданского общества и экологическим правам человека, в первой половине 2017 года проведен анализ системных несоответствий в сфере создания доступности для инвалидов объектов и услуг, а также проведена независимая оценка систем добровольной сертификации, зарегистрированных в едином реестре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющих деятельность в области оценки соответствия (подтверждения соответствия) объектов и услуг требованиям, направленным на защиту прав и свобод инвалидов и иных маломобильных групп населения (далее МГН).      

Анализ открытых данных по выявленным системным несоответствиям в сфере создания доступности для инвалидов объектов и услуг, позволяет сделать вывод о причинах таких несоответствий.

Суть системных несоответствий сводится к следующим:

  1. Недостаточная квалификационная и психологическая подготовленность должностных лиц и специалистов организаций, характеризующаяся, в конечном итоге, искажением информации о планируемых и/или реализуемых мерах, направленных на предупреждение причинения вреда инвалидам и иным МГН при формировании доступности объектов и услуг.
  2. Меры по приспособлению объектов, формируемые как в рамках разработки проектных материалов, материалов паспортизации или иных документированных сведений, так и в рамках реализации различного рода программ и ремонтных работ, в большинстве случаев не обеспечивают предупреждение причинения вреда (Статья 1065 Гражданского кодекса РФ), создавая не только условия по реализации такой угрозы в будущем, но и создают условия неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств.

Оценка сведений о системах добровольной сертификации, зарегистрированных в едином реестре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, и осуществляющих деятельность в области оценки соответствия (подтверждения соответствия) объектов и услуг требованиям, направленным на защиту прав и свобод инвалидов и иных МГН, проведена на основе согласованной позиции членов инициативной группы по определению в качестве основного критерия такой оценки - соответствия требованиям Статьи 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации, определяющей возможные последствия угрозы причинения вреда в будущем.

Принятие согласованного решения об использовании данного критерия для оценки систем добровольной сертификации позволило в полном объеме удовлетворить требования Статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, полностью соотносится с целями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ и пр.

Краткая справка по итогам проведенной оценки:

Деятельность организаций, вне зависимости от формы собственности, направленная на создание условий доступности, состоит в выполнении определенных работ по разработке проектной или иной документации, приспособлению зданий, помещений, маршрутов движения, а также по оказанию различного рода услуг.

Требования законодательства Российской Федерации, определяющие механизм оценки соответствия работ, услуг, определены статьями 18 и 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и регулируются механизмом добровольной сертификации.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ведётся Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. При этом, каждая из систем сертификации направлена на подтверждение соответствия определенных объектов сертификации.

Добровольность для Заявителя (заказчика, исполнителя работ/услуг) заключается в выборе тех или иных объектов сертификации, соответствие которых оценивается системами добровольной сертификации.

В Статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указано, что целью данного закона является защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Таким образом, требования данного закона направлены на недопущение причинения вреда в будущем, что отражено в Статье 1065 Гражданского кодекса РФ.

В Статье 238 Уголовного Кодекса Российской Федерации так же определено, что выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие работ или услуг требованиям безопасности, влечет соответствующее наказание.

Таким образом, требования Уголовного кодекса направлены также на принятие мер недопущения причинения вреда в будущем (Статья 1065 Гражданского кодекса РФ).

Меры предупреждения причинения вреда, характеризуются следующими показателями планируемых или выполненных работ (услуг) - доступность, безопасность, информативность, комфортность.

Следовательно, основным объектом подтверждения соответствия (сертификации) заявленных в документированных сведениях мероприятий, обеспечивающих беспрепятственное перемещение инвалидов различных нозологий является предупреждение причинения вреда, направленное на комплексную оценку полноты и достоверности сведений, отражающих соответствие критериям доступности, безопасности, информативности и комфортности.

Системами сертификации в области оценки соответствия процессов, направленных на предупреждение причинения вреда при формировании и обеспечении условий доступности объектов и услуг, дающими комплексную оценку мероприятий, обеспечивающих беспрепятственное перемещение и эвакуацию инвалидов различных нозологий, зарегистрированными в едином реестре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, являются следующие системы добровольной сертификации:

  • РОСС RU.И1871.04ИДН1 «Система сертификации товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, подготовки экспертов, субъектов общественного контроля и персонала».
  • РОСС RU.И1708.04СУБ0 «Система добровольной сертификации субъектов общественного контроля, работ в области обеспечения комплекса интегрированных мер предупреждения причинения вреда системой управления профессиональными, пожарными, экологическими рисками и технологическими процессами хозяйственной и иной деятельности, подготовки экспертов и персонала».
  • РОСС RU. И1489.04ИЕВ0 «Система добровольной сертификации экспертов, работ по организации обеспечения комплекса интегрированных мер предупреждения причинения вреда системой управления профессиональными рисками технологических процессов субъектов хозяйственной и иной деятельности».  
  • РОСС RU.З1226.04ЖРВ0 «Система добровольной сертификации персонала инновационных организаций, работ по обеспечению достоверности сведений о технологических процессах производства инновационной продукции, выполнения инновационных проектов, работ, услуг, стоимостной оценке результатов инновационной деятельности и мер по предупреждению причинения вреда здоровью и окружающей среде по итогам инновационной деятельности».

Установлено, что данные системы добровольной сертификации (вместе с рядом систем сертификации в иных сферах деятельности) имеют соглашения о взаимном признании документов (сертификатов соответствия) и методик подготовки экспертов. Следовательно, использование любой из указанных выше систем сертификации для подтверждения соответствия товаров, работ, услуг в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении условий доступности объектов и оказываемых услуг для инвалидов и иных МГН направлено (при необходимости) на комплексную (интегрированную) оценку рисков, связанных с возможной реализацией угрозы причинения вреда в будущем.

Деятельность указанных систем направлена на использование при оценке соответствия того или иного «разумного приспособления» риск-ориентированного подхода, с учетом условий, отраженных в Распоряжении Правительства РФ от 01.04.2016 N 559-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы». В этом документе указано, что «в большинстве случаев подконтрольный субъект не в состоянии обеспечить соблюдение всех обязательных требований по причине их информационной недоступности, противоречия друг другу либо в силу того, что обязательные требования устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат. Однако, во многих случаях соблюдение обязательных требований не влияет на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.

Деятельность указанных выше систем сертификации направлена также на исполнение положений Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 года №3, в том числе на содействие исключению ошибок при сборе, анализе информации для уточнения критериев риск-ориентированного подхода, исходя из особенностей субъектов контроля (организации социальной, транспортной и иной сферы; государственные органы, ответственные за организацию доступности объектов и услуг), а также особенностей социальных групп населения (инвалиды и иные МГН).

При исследовании деятельности указанных систем сертификации и экспертов данных систем       подтверждено, что эксперты, обладают специальными знаниями в сфере обеспечения доступности объектов и услуг, основанными на оценке рисков причинения вреда в будущем. Эксперты принимают активное участие в различных мероприятиях общественного контроля и прокурорских проверках (в качестве привлеченных специалистов) в различных регионах Российской Федерации (более 2 000 различных проверочных мероприятий).

Оценка деятельности непосредственно Системы добровольной сертификации

РОСС RU.И1871.04ИДН1 «Система сертификации товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, подготовки экспертов, субъектов общественного контроля и персонала» в части применения риск-ориентированной модели к мерам предупреждения причинения вреда инвалидам и иным МГН (в том числе, в части отдельных специальных направлений, таких как риски не визуальной доступности банковских услуг, риски при оценке ряда страховых продуктов, эффективность финансовых затрат на формирование доступности объектов и пр.) позволяет сделать следующие выводы:

  • Деятельность органов контроля/надзора по оценке соответствия действий (бездействия) подконтрольных субъектов, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, в области формирования и обеспечения доступной среды для инвалидов и иных МГН, а также применяемые при этом методы контрольно-надзорной деятельности, как правило, не достигают целей необходимости и достаточности, что дает основания утверждать о низкой эффективности таких мероприятий.

(Например, проверка деятельности подконтрольного субъекта в области формирования и обеспечения доступной среды для инвалидов и иных МГН, объективно затрагивает другие сферы: промышленную безопасность, пожарную безопасность, защиту прав потребителей, санитарно-эпидемиологической благополучие, трудовое законодательство, законодательство в сфере социальной защиты. Данная ситуация создает условия невозможности одному органу контроля/надзора комплексно оценить доступную среду с одной стороны и дополнительной нагрузки на подконтрольный субъект, с другой стороны.)

  • Органы государственной власти, в силу ограниченности ресурсов (как бюджетных, так и человеческих) не могут контролировать все процессы в области формирования и обеспечения доступной среды для инвалидов и иных МГН, что приводит на местах к формальному подходу при оценке соответствия деятельности подконтрольных субъектов.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что такая ситуация во многом спровоцирована отсутствием разумной инициативы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководителей организаций вне зависимости от формы собственности по созданию условий для минимизации управленческих рисков, связанных с угрозой причинения вреда инвалидам и иным МГН в будущем, и с недопущением неэффективного и/или нецелевого использования бюджетных средств, через использование альтернативного механизма –добровольной сертификации, направленной на комплексную оценку мер предупреждения причинения вреда в будущем. Отметим, что необходимость и целесообразность такого подхода, например в части экологической безопасности, определена поручением Президента Российской Федерации № Пр-1923 от 06.07.2011 (о необходимости внедрения добровольных механизмов ответственности, таких как системы добровольной сертификации) и поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета 4.10.2011 (о необходимости органам исполнительной власти субъектов Федерации оказывать содействие в развитии системы добровольной сертификации услуг и работ), в части исполнения которых осуществляется деятельность интегрированных систем сертификации РОСС RU.И1708.04СУБ0 «Система добровольной сертификации субъектов общественного контроля, работ в области обеспечения комплекса интегрированных мер предупреждения причинения вреда системой управления профессиональными, пожарными, экологическими рисками и технологическими процессами хозяйственной и иной деятельности, подготовки экспертов и персонала» и
РОСС RU.З972.04ФЖВ0 «АГРОКОНТРОЛЬ».

При этом, пунктом 2 протокола Минтруда России №28 от 13 декабря 2016 г. «Протокол заседания Координационного совета по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» рекомендовано обратить внимание субъектов Российской Федерации на наличие одного из системных замечаний, а именно не организовано осуществление целенаправленного контроля за обеспечением условий доступности объектов и предоставляемых на них услуг с участием представителей общественных организаций инвалидов и подготовленных экспертов по добровольной сертификации доступности.

Целями государственной политики в области пожарной безопасности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 2 от 01.01.2018, определена необходимость развития системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, а также определение области применения форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. При этом одним из механизмов реализации государственной политики в области пожарной безопасности является привлечение граждан, общественных объединений и иных организаций к профилактике пожаров.

Проведенный анализ действующей нормативно-правовой базы и результатов участия экспертов в проверках дает основания утверждать и рекомендовать органам государственной власти и организациям, вне зависимости от формы собственности, использовать независимый (от органов контроля/надзора и подконтрольного субъекта) альтернативный механизм обеспечения обязательных требований, основанный на комплексной оценке рисков причинения вреда в будущем, позволяющий исключить прямой контроль за соблюдением требований доступности объектов и услуг между органами контроля и подконтрольными субъектами.

Иные системы сертификации не оценивают полноту и достоверность мер, направленных на предупреждение причинения вреда при формировании и обеспечении условий доступности, так как не имеют такого объекта сертификации. Деятельность иных систем добровольной сертификации направлена на оценку строительных конструкций, зданий, сооружений требованиям строительных норм и правил.

При этом следует учесть, что в соответствии со Статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании":

  • подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия процессов выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
  • сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
  • сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", орган надзора при проведении проверки определяет причинно-следственную связь нарушения с фактами причинения вреда, опираясь на недостоверность и неполноту документированных сведений.

Следовательно, деятельность органа контроля/надзора направлена на недопущение реализации угрозы причинения вреда (Статья 1065 Гражданского Кодекса РФ).

В соответствии со Статьей 11 указанного закона, если достоверность сведений, содержащихся в документах, вызывает у представителя органа надзора обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, то хозяйствующему субъекту, в соответствии с этой же статьей, предоставляется право представить в орган контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Таким образом, хозяйствующий субъект (подконтрольный субъект) имеет право представить в орган контроля/надзора документ, подтверждающий соответствие товаров, услуг (работ) реализуемых при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и иных МГН, мерам предупреждения причинения вреда. Таким документом является сертификат соответствия выданный указанными выше системами добровольной сертификации.

Следовательно, сертификат, выданный органом по сертификации в указанных выше системах сертификации, является документом, подтверждающим полноту и достоверность (т.е. соответствие) документированных сведений и осуществляемых мероприятий в области формирования и обеспечения среды доступности, направленных на предупреждения причинения вреда в будущем.

ВЫВОДЫ:

При применении риск-ориентированного подхода в контрольно/надзорной деятельности необходимо использовать механизм добровольной ответственности, подлежащей независимой оценке и ответственному заверению, которым в полной мере удовлетворяют интегрированные системы добровольной сертификации (включающая системы РОСС RU.И1871.04ИДН1, РОСС RU.И1708.04СУБ0, РОСС RU. И1489.04ИЕВ0, РОСС RU.З1226.04ЖРВ0 и иных), что в свою очередь обеспечит также соответствие положениям Указа Президента Российской Федерации № 2 от 01.01.2018 «Об утверждении основ государственной политики в области пожарной безопасности до 2030 года», пункту 12 Поручения Председателя Правительства РФ ДМ-П12-8353, поручению Президента РФ № Пр-1923 от 06.07.2011 (в части необходимости внедрения добровольных механизмов ответственности, таких как системы добровольной сертификации), поручению Президента РФ по итогам заседания президиума Государственного Совета 4.10.2011 (о необходимости органам исполнительной власти субъектов Федерации оказывать содействие в развитии системы добровольной сертификации услуг и работ), пункту 2 Протокола Минтруда России №28 от 13 декабря 2016 г. Протоколу заседания Координационного совета по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», положениям Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", требованиям Статьями 15, 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Статьи 41 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и иным документам в области стандартизации, а также позволяет эффективно реализовать положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Следует отметить, что применение механизма добровольной ответственности, подлежащей независимой оценке и ответственному заверению, в порядке определенном указанными системами сертификации, направлено на реализацию Статьи 18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно на содействие приобретателям (заказчикам и пр.), в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг, связанных с проектированием рассматриваемого раздела; удостоверения соответствия процессов проектирования (для органов экспертизы), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, работ, услуг техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров, а также на повышения конкурентоспособности работ, услуг на российском и международном рынках.

При этом, для учреждений бюджетной сферы, применение механизма не требует дополнительных расходов бюджета, ввиду того, что необходимость использования предлагаемого механизма также определена Статьей 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

В соответствии с указанным выше, инициативной группой принято консолидированное решение о необходимости доведения до сведения руководителей и ответственных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления и руководителей организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, информации о целесообразности использования на этапах формирования технических заданий, разработки проектных и иных решений и далее, в целях оценки соответствия полноты и достоверности реализуемых мероприятий (работ, услуг), мерам предупреждения причинения вреда в будущем механизма добровольной ответственности, подлежащего независимой оценке и ответственному заверению в порядке определенном системой сертификации РОСС RU.И1871.04ИДН1 «Система сертификации товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, подготовки экспертов, субъектов общественного контроля и персонала».

Приложение: некоторые аспекты в области мониторинговых мероприятий в области доступности объектов и услуг в порядке определенном ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" на объектах культуры.

Директор АНО «НЦ «АСИ»,
эксперт Национальной палаты судебных экспертов                                                     
Д.П. Петраков

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Некоторые аспекты в области мониторинговых мероприятий в области доступности объектов и услуг в порядке определенном ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" на объектах культуры.

Минкультуры России согласно пункту 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации", Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, туристской деятельности, туризма, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности..

Согласно пункту 11 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденного приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800 (далее – Порядок № 2800) организации культуры, предоставляющие услуги, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг проводят обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг.

При обследовании объектов и услуг в сфере культуры определяется соответствие объекта и предоставляемых на нем услуг государственным стандартам, сводам правил, строительным нормам и другим принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и предоставляемой на нем услуг (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 113 «О некоторых
мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг»).

Согласно пункту 12 Порядка № 2800 паспорт доступности содержит следующие разделы:

  • краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей;
  • оценка соответствия уровня доступности для инвалидов услуг, включая наличие условий для проведения прямого тифлокомментирования, и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей;
  • предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимым для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Порядком № 2800 организации культуры по результатам паспортизации и адаптации объектов и услуг представляют
в Минкультуры России отчетные, статистические и аналитические материалы.

Министерство культуры Российской Федерации, в свою очередь,
в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 599 на основании паспортов доступности объектов и услуг организаций культуры, а также паспортов доступности, сделанных в целом по всей отрасли, разрабатывает и утверждает планы мероприятий («дорожные карты») по повышению уровня доступности объектов и услуг организаций культуры.

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» оценка соответствия - это доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.

Оценка соответствия включает в себя такие виды деятельности,
как контроль и сертификация.

Из указанного следует, что Минкультуры России осуществляет оценку соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг
в сфере культуры, с использованием установленных показателей
(пункт 7 Порядка № 2800) в форме контроля.

Согласно преамбуле Федерального закона № 181-ФЗ он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов
в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Потребителем, в соответствии с абзацем 2 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) является гражданин, имеющий намерение заказать
или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.  

Как уже было подчеркнуто выше, организации культуры, предоставляющие услуги, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг проводят обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг.

Согласно Закону № 2300-1 безопасность услуги заключается
в безопасности для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды как самой услуги, так и процесса ее оказания.

С учетом изложенного экспертное сообщество, действующее при общественных объединениях инвалидов, при непосредственном участии судебных экспертов, приходит к выводу, что организациям культуры следует осуществлять оценку соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры, с использованием установленных показателей (пункт 7 Порядка № 2800) в форме сертификации.

           

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ
«О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В сфере социальных услуг, равно как и работ по приспособлению объектов, подтверждение соответствия носит добровольный характер и осуществляется в форме добровольной сертификации.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 184-ФЗ объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами
по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Следовательно, на оценку соответствия уровня доступности
для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры, с использованием установленных показателей (пункт 7 Порядка № 2800), осуществляемую организациями культуры, распространяются положения Федерального закона № 184-ФЗ, устанавливающего принципы применения единых правил установления требований к процессам проектирования, эксплуатации, выполнению работ или оказанию услуг.      

Таким образом, сертификация работ/услуг в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, позволит организациям культуры принять грамотные управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимым
для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие
с требованиями законодательства Российской Федерации.

 
Меню


Сервисы

Поддержка

 

 

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При полном или частичном использовании материалов ссылка на nc-asi.ru обязательна. Яндекс.Метрика