Общее
Раздел в разработке
Проводимые с 2005 года, организациями, подписавшими соглашение о внедрении в деятельность элементов КСО (корпоративной социальной ответственности Corporatesocialresponsibility, CSR) в рамках общественной инициативы различного рода мониторинговые и консалтинговые мероприятия по оценке потребностей рынка экологических услуг, услуг, связанных с обеспечением мер предупреждения причинения вреда и соблюдением норм пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологической и продовольственной безопасности, и широкого спектра социально-ориентированных услуг по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам и услугам сформировали основу методологии комплексной оценки рисков и угроз, связанных с причинением вреда в будущем (ст. 1065 Гражданский кодекс РФ).
Необходимость разработки методологии комплексной оценки рисков и угроз, связанных с причинением вреда в будущем, была основана на существующей недостаточной компетенции руководителей и специалистов предприятий и учреждений различных сфер деятельности, в большинстве случаев недобросовестностью исполнителей работ/услуг в вопросах формирования документированных сведений о тех или иных рисках и мерах по их минимизации и управлению, а также особенностями контроля/надзора в отдельных направлениях деятельности.
Основу методологии комплексной оценки рисков и угроз, связанных с причинением вреда в будущем составляет оценка причинно-следственной связи несоответствий с возможными угрозами вреда в будущем, с позиции достоверности, допустимости, достаточности и относимости тех или иных доказательств установленным требованиям. Такой подход позволил оценить один и тот же элемент оценки с различных сторон законодательных требований, что позволяет минимизировать риски причинения вреда в различных сферах (таких как экологическая, санитарная, пожарная и пр. безопасность) одним или несколькими компенсирующими мероприятиями.
В целях организации деятельности по:
- содействию заинтересованным сторонам в удостоверении соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров;
- содействию приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
- формирования условий повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
- содействия в обеспечении свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли
опираясь на положения Корпоративной Социальной Ответственностью (КСО, Corporatesocialresponsibility, CSR), как механизма ответственности организации за влияние её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, добровольное объединение компетентных организаций принимающих требования Корпоративной Социальной Ответственности, как основу в эколого-социального развития бизнеса. некоммерческая организация без образования юридического лица, реализующая принципы корпоративной социальной ответственности, была в 2015 году преобразована в АНО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОМУ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ» (АНО «НЦ «АСИ»), что дало возможность объединить на базе АНО «НЦ «АСИ», как представительному органу систем сертификации, различные системы добровольной сертификации соответствующими соглашениями о взаимном признании методик, объектов сертификации и документов.
На начало 2017 года такие соглашения поддержаны следующими системами сертификации:
- РОСС RU.З1471.04ИДН0 «Система добровольной сертификации товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, подготовки экспертов, субъектов общественного контроля и персонала»
Разработчик ООО «ЦПБ и СП» - РОСС RU.З11226.04ЖРВ0 «Системы сертификации персонала инновационных организаций, работ по обеспечению достоверности сведений о технологических процессах производства инновационной продукции, выполнения инновационных проектов, работ, услуг, стоимостной оценке результатов инновационной деятельности и мер по предупреждению причинения вреда здоровью и окружающей среде по итогам инновационной деятельности»
Разработчик ООО «Центр сертификации и аттестации «Рубикон»
- РОСС RU.З972.04.ФЖРВ0 «Система добровольной сертификации «АГРОКОНТРОЛЬ»
Разработчик ООО «ЦПБ и СП» - РОСС RU.3620.04ЩБ00 «Система добровольной сертификации экспертов, работ по формированию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения при проведении паралимпийских игр».
Разработчик ООО «ЦОУП» - РОСС RU.П727.04УСХ0 «Система управления субъектов хозяйственной и иной деятельности по исполнению требований Российского природоохранного законодательства»
Разработчик ООО «СЭПНМО» - РОСС RU.П710.04ЮАЛ0 «Система сертификации процесса образования отходов субъектов хозяйственной и иной деятельности для использования в качестве вторичных материальных ресурсов»
Разработчик ООО «СЭПНМО» - РОСС RU.3781.04ОВС0 «Система добровольной сертификации экспертов, работ по инвентаризации отходов, объектов размещения отходов, источников выбросов, сбросов, паспортизации отходов, установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, допустимых выбросов, сбросов, предупреждения причинения вреда окружающей среде»
Разработчик ООО «ЦОУП»
Деятельность АНО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОМУ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ» (АНО «НЦ «АСИ») и систем сертификации, подписавших соглашение, среди прочих направлена на апробацию, наработку практики единого подхода к методологии подготовки экспертов, персонала и субъектов общественного контроля, ориентированных в том числе на реализацию Распоряжения Правительства РФ от 1 апреля 2016 г. № 559-р План мероприятий («Дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, а также последующего участия в оценке и/или разработке профессиональных стандартов в соответствующих областях деятельности.
АНО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНОМУ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ» ПРИГЛАШАЕТ К СОТРУДНИЧЕСТВУ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, ОРГАНЫ ПО СЕРТИФИКАЦИИ, АККРЕДИТОВАННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ И ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ДЕЯТЕЛЬНСОТЬ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИНЦИПОВ КСО (корпоративной социальной ответственности)
Раздел в разработке
БЛИЖАЙШИЕ СЕМИНАРЫ | КУРCЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ И СОВЕТНИКОВ | ВЕБИНАРЫ | |
Подать заявку Оплатить |
Раздел в разработке
Задать вопрос члену общественного совета Ространснадзора
Член общественного совета Ространснадзора
|
Пожалуйста, прежде чем отправить письмо в адрес члена общественного совета Ространснадзора в электронном виде, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией. 1. Перед подготовкой письма в адрес члена общественного совета Ространснадзора, рекомендуем Вам ознакомиться с документами и материалами, размещенными на страницах нашего сайта. 2. Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт АНО НЦ АСИ, обрабатываются нашими специалистами и сортируются в зависимости от темы обращения. 3. Перед отправкой электронного обращения необходимо корректно заполнить анкету. 4. Ответ автору электронного обращения направляется по его выбору:
5. Размер электронного обращения не может превышать 500 знаков. 6. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных. 8. Сотрудники АНО НЦ АСИ, при необходимости, имеют право уточнить информацию об отправителе обращения и сути обращения. |
О составе Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (PDF; 252 Кб)
Информация о деятельности Общественного совета и публичной деятельности его членов в социальных сетях:
О системных нарушениях при формировании и обеспечении безбарьерной среды на объектах транспортной инфраструктуры, содержащих угрозу причинения вреда инвалидам и иным МГН (PDF; 14,5 Мб).
Новости
Вопросы и ответы
04.04.2025
Ответ
СПК ЧС обеспечивает защиту оценочных материалов для проведения процедуры независимой оценки квалификации (далее – НОК) и гарантирует их отсутствие в открытом доступе. Утечка экзаменационных вопросов и заданий до дня экзамена невозможна, так как используется сложная технология с многоступенчатой защитой материалов. Обещания предоставить экзаменационные вопросы до экзамена - это обман.
Дополнительно сообщаем, что с 1 марта 2025 года вступили изменения, внесенные Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 370-ФЗ в отдельные статьи Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69).
Данные изменения касаются лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности в зданиях или сооружениях, не зависимо от прав собственности и ведомственной принадлежности, в части их соответствия профессиональным стандартам.
Процедурой подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона «О независимой оценки квалификации» от 03 июля 2016 г. № 238-ФЗ (далее – ФЗ № 238) является независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Применение иного порядка подтверждения квалификации с 01 июня 2019 года в соответствии со статьей 11 ФЗ № 238 не допускается.
Таким образом, отсутствие свидетельства о НОК у лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности с 01 марта 2025 г. является нарушением статьи 37 ФЗ № 69. Лицо, не имеющее свидетельства о НОК, не может выполнять трудовые функции ответственного за пожарную безопасность и должно быть отстранено от работы.
Одновременно сообщаем, что для подготовки к прохождению процедуры НОК можно пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Ответственный за пожарную безопасность» / дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Специалист по пожарной профилактике».
10.01.2022
О некоторых особенностях применения документов обязательного и добровольного характера, включенных в доказательную базу Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ (далее – Перечень №1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года N 815 утвержден Перечень (далее - Перечень N 815).
Пунктом 38 Перечня N 815 определены части СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно: Разделы 1, 2, 4 (за исключением пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2-5.1.8, 5.1.10-5.1.16, 5.1.17 (абзац второй), 5.2.1-5.2.5, 5.3.1-5.3.3), 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4-6.1.6, 6.1.8, 6.1.9, 6.2.1-6.2.9, 6.2.10 (за исключением абзаца второго), 6.2.11-6.2.13, 6.2.14 (абзац первый), 6.2.16, 6.2.19-6.2.22, 6.2.24-6.2.32, 6.3.1-6.3.9, 6.4.1-6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 (абзац первый), 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7, 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4-9.10), приложение А.
Документы, включенные в Перечень N 815, являются обязательными для применения при проектировании и строительстве.
Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень N 815, в том числе СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 года N 687 (далее - Перечень N 687).
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 687, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Статьей 18 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ определено, что подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров.
Таким образом, подтверждение соответствия стандартам и (или) сводам правил для целей формирования безбарьерной среды осуществляется в порядке, установленном положениями Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а именно в порядке, определенном статьей 21 («добровольная сертификация).
Добровольное подтверждение соответствия (ст. 21) осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Одновременно с положениями ст. 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, статьей 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в форме негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, авторского надзора, обследования зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Минстрой России разъяснил (письмо № 5452-ОГ/08 от 19.02.2019 за подписью Заместителя директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.Ю. Степанова), что под иными формами понимается предусмотренное статьей 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация).
Следует отметить, что добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень N 687, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона N 384-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Данная позиция поддерживается Минстроем России (ПИСЬМО от 23 октября 2019 года N 40060-АС/08 Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за подписью Заместителя директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.Ю. Степанова).
В дополнение указанному следует отметить, что статьей 1 Федерального закона N 384-ФЗ целями принятия указанного Федерального закона являются:
- защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
Следовательно, требования Федерального закона N 384-ФЗ направлены на недопущение причинения вреда в будущем, что в полной мере соответствует положениям ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены последствия создания угрозы такого вреда в будущем, а именно: опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Следует также учесть, что приказом Росстата от 25.01.2021 N 30 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения об индексе качества городской среды" установлены показатели, связанные с наличием на объектах транспортной инфраструктуры и передвижных средствах сертификатов соответствия в области формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
ВЫВОД:
Таким образом, оценка (подтверждение) соответствия процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, выполнения работ, оказания услуг или иных объектов требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, правилам систем сертификации, условиям договоров, необходимо осуществлять посредством проведения добровольной сертификации в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, по инициативе заявителя на условиях договора.
25.11.2021
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» оценка соответствия - это доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены. Оценка соответствия включает в себя такие виды деятельности, как контроль и сертификация.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ №184 –ФЗ от 27.12.2002
оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
28.11.2021
Сертификат соответствия по формированию доступной среды на транспорте – это гарант соответствия продукции или услуг требованиям нормативных документов, определяемых заявителем. Проведение сертификации, является профилактической мерой, подтверждающей добросовестность подконтрольного субъекта хозяйственной и иной деятельности, что в соответствии с ФЗ №248 учитывается при проведении контрольно-надзорных мероприятий, что тем самым минимизирует риски штрафных санкций.
Мероприятия по формированию и обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Томской области
В целях реализации положений международной Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, ратифицированной в 2012 году Российской Федерацией (далее - Конвенция), и статей 15 – 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ исполнительные органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм принимают меры для последовательной и комплексной реализации мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения принципов Конвенции: уважения достоинства человека, его личной самостоятельности, недискриминации, полного и эффективного вовлечения и включения в общество, уважения особенностей инвалидов, равенства возможностей, доступности, равенства мужчин и женщин, уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Одной из таких мер является создание для инвалидов условий доступности объектов и предоставляемых там услуг. На это направлена действующая в регионе подпрограмма «Доступная среда» .
Михаил Ратнер обсудил с экспертами создание доступной среды для инвалидов в Томске
И.о. мэра Михаил Ратнер встретился с председателем региональной организации ВОИ Ириной Дороховой и главой ТРО «Союз «Чернобыль»» Анатолием Долговым, а также федеральными экспертами по доступной среде для людей с инвалидностью Натальей Крель и Дмитрием Петраковым.
Глава города принял решение обязательно учитывать мнение представителей ВОИ при проектировании школ, садов, дорог, парков и скверов. Люди с инвалидностью должны участвовать и в приёмке этих объектов.
- Кроме того, представители социальных учреждений, водители пассажирского транспорта, да и многие чиновники не умеют общаться с людьми с инвалидностью. Я это исправлю, - добавил Михаил Ратнер.
Новости
24.03.2023г. Михаил Ратнер обсудил с федеральными экспертами создание доступной среды в Томске
Вопросы и ответы
10.01.2022
О некоторых особенностях применения документов обязательного и добровольного характера, включенных в доказательную базу Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона N 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ (далее – Перечень №1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года N 815 утвержден Перечень (далее - Перечень N 815).
Пунктом 38 Перечня N 815 определены части СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно: Разделы 1, 2, 4 (за исключением пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2-5.1.8, 5.1.10-5.1.16, 5.1.17 (абзац второй), 5.2.1-5.2.5, 5.3.1-5.3.3), 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4-6.1.6, 6.1.8, 6.1.9, 6.2.1-6.2.9, 6.2.10 (за исключением абзаца второго), 6.2.11-6.2.13, 6.2.14 (абзац первый), 6.2.16, 6.2.19-6.2.22, 6.2.24-6.2.32, 6.3.1-6.3.9, 6.4.1-6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 (абзац первый), 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7, 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4-9.10), приложение А.
Документы, включенные в Перечень N 815, являются обязательными для применения при проектировании и строительстве.
Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень N 815, в том числе СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 года N 687 (далее - Перечень N 687).
Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 687, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Статьей 18 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ определено, что подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров.
Таким образом, подтверждение соответствия стандартам и (или) сводам правил для целей формирования безбарьерной среды осуществляется в порядке, установленном положениями Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а именно в порядке, определенном статьей 21 («добровольная сертификация).
Добровольное подтверждение соответствия (ст. 21) осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Одновременно с положениями ст. 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, статьей 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в форме негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, авторского надзора, обследования зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Минстрой России разъяснил (письмо № 5452-ОГ/08 от 19.02.2019 за подписью Заместителя директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.Ю. Степанова), что под иными формами понимается предусмотренное статьей 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация).
Следует отметить, что добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень N 687, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет возможность использования проектировщиками других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона N 384-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Данная позиция поддерживается Минстроем России (ПИСЬМО от 23 октября 2019 года N 40060-АС/08 Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за подписью Заместителя директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.Ю. Степанова).
В дополнение указанному следует отметить, что статьей 1 Федерального закона N 384-ФЗ целями принятия указанного Федерального закона являются:
- защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
Следовательно, требования Федерального закона N 384-ФЗ направлены на недопущение причинения вреда в будущем, что в полной мере соответствует положениям ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены последствия создания угрозы такого вреда в будущем, а именно: опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Следует также учесть, что приказом Росстата от 25.01.2021 N 30 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федерального статистического наблюдения об индексе качества городской среды" установлены показатели, связанные с наличием на объектах транспортной инфраструктуры и передвижных средствах сертификатов соответствия в области формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
ВЫВОД:
Таким образом, оценка (подтверждение) соответствия процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, выполнения работ, оказания услуг или иных объектов требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, правилам систем сертификации, условиям договоров, необходимо осуществлять посредством проведения добровольной сертификации в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения, по инициативе заявителя на условиях договора.
25.11.2021
Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» оценка соответствия - это доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены. Оценка соответствия включает в себя такие виды деятельности, как контроль и сертификация.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ №184 –ФЗ от 27.12.2002
оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
28.11.2021
Сертификат соответствия по формированию доступной среды на транспорте – это гарант соответствия продукции или услуг требованиям нормативных документов, определяемых заявителем. Проведение сертификации, является профилактической мерой, подтверждающей добросовестность подконтрольного субъекта хозяйственной и иной деятельности, что в соответствии с ФЗ №248 учитывается при проведении контрольно-надзорных мероприятий, что тем самым минимизирует риски штрафных санкций.